Блог Сергея Метто

Главная / О компании / Блог Сергея Метто

Сергей Метто: «Производство не может существовать без продаж, при этом продажи я бы поставил на первое место»

Источник: не указан | Оригинал статьи: не указан

Вы уже достаточно долгий срок в производственном бизнесе, в чем специфика данной сферы?
Основа любого бизнеса — продажи, как и основа любой экономики. Даже если вы устраиваетесь на работу, вы продаете свои навыки и время. Производство не может существовать без продаж, при этом продажи я бы поставил на первое место. Единственное исключение — создание биржевых товаров в чистом виде: муки, чугуна, алюминия, концентрированного апельсинового сока. Вы просто производите продукт по определенным стандартам, отгружаете на биржу, и там он продается без вашего участия.

Бизнес начинается тогда, когда начинается торговля. Я тоже стартовал с продаж, в данный момент мой бизнес связан и с производством, и с торговлей. В этом есть определенные преимущества — ты можешь быть более гибким в конкурентной борьбе. Когда я продаю, понимаю, что творится на рынке и что нужно потребителю, и как производитель могу быстро удовлетворить спрос. Производитель и продавец в одном лице — это в разы более конкурентоспособная стратегия, чем чистое производство или чистые продажи.

«Онега» достаточно часто запускает на рынок новую продукцию, как проходит механизм создания новой линейки?

Источников генерации нового продукта существует несколько: заимствование идеи, появление инновационных технологий, фантазии технологов, случайность — в результате какого-то непредвиденного процесса или эксперимента может появляться абсолютно отличный продукт. Очень много идей мы черпаем во время посещения выставок.

Прежде чем запустить какой-то продукт, маркетологи и технологи компании оценивают его с точки зрения вопросов поставки сырья, конкурентоспособности, целесообразности производства. Если концепт кажется успешным, то дальше в дело вступает фокус-группа, которая проводит дегустации, совместно с дизайнерами разрабатывается бренд, дизайн упаковки, концепция позиционирования новинки. Далее продукция запускается в тестовый режим продаж и после определенного периода идет в массовое производство. Как правило, жизненный цикл любого продукта — 3 года, далее он либо перестает существовать, либо претерпевает какие-то изменения. Конечно, есть и более жизнеспособные линейки, к примеру, семечки «Рень» существуют уже 4 года.


Вы являетесь владельцем крупного бизнеса, но при этом периодически открываете какие-то новые проекты, причем в абсолютно разных областях. Что вас мотивирует на постоянное развитие?

Для меня бизнес — это творческий процесс. А в «Онеге» развитие всегда проходит по отлаженному сценарию: один и тот же рынок, те же конкуренты, в какой-то степени похожие продукты. Жажда творчества толкает на освоение новых ниш, и этот фактор — сильный источник развития, как бизнеса, так и всего человечества.

Например, кулинарная школа «Оеде», которую я создал, является примером чисто творческого порыва, больших денег на ней не заработаешь никогда. Но как автор такого проекта я получаю гораздо больше возможностей для коммуникаций с поварами, дизайнерами и другими творческими людьми, значительно расширяя свой круг общения. Это любимый проект моих детей, в котором они с удовольствием принимают участие.

Еще одно направление — микроклонирование голубики, у данного бизнеса уже есть первые клиенты, контракты и продажи. Я очень горжусь этим высокотехнологичным проектом. Он решает проблему получения здорового посадочного материала. Когда голубику размножают традиционным черенкованием, то от исходного материала к ростку передаются все заболевания, а мы в стерильных условиях лаборатории в пробирке выращиваем здоровый посадочный материал.

Продолжительный период вы являлись бизнес-ангелом, помогая молодым предпринимателям развивать свой бизнес. На ваш взгляд, почему у одних людей получается создать успешный бизнес, а другие терпят неудачу?

Возможно, скажу банальные вещи, но успешен тот, кто обладает острым умом, трудолюбием и лидерскими качествами, важна и среда развития. В Западной Европе люди живут в среде малого бизнеса: у всех свои магазинчики, ресторанчики, фермы. У нас это только в зародышевом состоянии, но постепенно предпринимательство закладывает новые парадигмы и архетипы.

Также очень важно не бояться и поддерживать баланс ошибок и неудач. Если ты вообще не совершаешь ошибок, то это временное явление, и первая же ошибка, которая неизбежно возникнет, может разрушить все. Если же ты делаешь слишком много ошибок, то это говорит о том, что ты не в состоянии сделать из них правильные выводы.

Помимо этого, для бизнесмена очень важны целеустремленность и умение быстро подниматься. Ты можешь упасть, тем самым получить новый опыт, подняться и идти дальше. Успеха в бизнесе достигаешь, только работая по 16 часов в сутки. Бизнес — это не только зарабатывание денег. Чтобы развиваться, нужно иметь цель более высокого порядка. Например, если у тебя парикмахерская и ты просто стрижешь, то ты просто стрижешь. А если твоя цель делать людей красивыми, ты можешь добавлять сервис и услуги и таким образом вырастешь до международной сети клиник эстетической хирургии. Так, «Онега» кормит людей в тех местах, где недоступна кухня. А деньги в бизнесе — это как бензин в машине. И смешно выглядит цель — большое количество бензина. Если ты стремишься только к деньгам, а цели нет, ты будешь кружить по кольцевой или стоять на одном месте.

В последнее время прослеживается тенденция симпатии белорусов к отечественной продукции. На ваш взгляд, почему это происходит?

Волна любви к импортным товарам, которая появилась еще в СССР, схлынула, и мы постепенно осознаем, что наши предприятия производят хорошую продукцию. Да и отечественные компании научились делать качественный товар.

Патриотизм — это абсолютно нормальное явление, но все же пока его степень у нас намного ниже, чем в других странах. К примеру, французы готовы заплатить за какие-то вещи дороже только потому, что они местного производства. Явление любви к своему у нас пока в зачаточном состоянии, но, по крайней мере, уменьшился уровень антипатриотизма, появившийся в 90-х, когда стали доступны западные товары. Да и на тот момент белорусы не особо могли конкурировать с импортной продукцией.


БЛИЦ-ОПРОС: 

Что вы считаете главным достижением и главной неудачей в своей жизни?

Достижение — улыбающиеся люди, говорящие мне спасибо. А какой-то глобальной неудачи и не было, я всегда старался делать множество маленьких шажков, некоторые из них оказывались неудачными, но это не было чем-то катастрофичным, и я быстро поднимался.

Если бы у вас была крупная сумма денег, которую необходимо было инвестировать в данный момент, какое направление вы бы выбрали?

Выращивание органической голубики на болотах и картофелепереработка.

Что для вас является главной мотивацией в жизни?

Творчество и самореализация.

Фотографии и интервью сделаны специально
для нового выпуска
Кулинарного журнала "Корона"  
Business issue

Фотограф:  Григорий Лившиц