Блог Сергея Метто

Главная / О компании / Блог Сергея Метто

Хрустящий бизнес Сергея Метто

Источник: http://belarus-economy.by/ | Оригинал статьи: http://belarus-economy.by/ru/company-markets-ru/view/xrustjaschij-biznes-203/
Еда входит в первоочередные потребности человека. Но возможность полноценно пообедать есть далеко не всегда. В таких случаях не снижать темп жизни помогают разнообразные перекусы – хлебцы, батончики мюсли, орешки... А иногда хочется съесть что-нибудь вкусненькое и просто для удовольствия. В Беларуси лидером по производству чипсов и снэков, владеющим более чем десятью успешными брендами, является компания «Онега». В интервью журналу «Экономика Беларуси» учредитель и генеральный директор предприятия Сергей МЕТТО раскрыл секреты успешного бизнеса, рассказал о спросе на продукцию «з беларускай бульбы» и признался, что мечтает приучить соотечественников к здоровым перекусам.
– Сергей Иванович, по образованию Вы инженер-технолог по производству интегральных микросхем, то есть чипов. А в итоге занялись производством чипсов. Как так вышло?
– На самом деле в продовольственный бизнес я пришел еще за много лет до «Онеги» (улыбается). В десять лет очень увлекался моделированием, собирал самолеты, корабли. И как-то попросил у мамы три рубля на покупку деталей для самолетика. Но она мне их не дала, а предложила заработать. Вдвоем мы привезли из деревни зеленые стручки гороха. Мама поставила меня у магазина и дала задание продавать горох по 35 копеек за мисочку, а сама стояла в сторонке и наблюдала. С заданием я справился и заработал три с половиной рубля – свои первые деньги!
После этого было чуть ли не два десятка бизнес-идей. Даже тканями торговал. И вполне успешно. Но всегда была мысль, что производственный бизнес гораздо надежнее и стабильнее, чем просто торговля.
К тому же отец моего друга и компаньона – начальник цеха на Тракторном заводе и производственник до корней волос – взял с нас обещание, что мы все-таки займемся производством. Через два месяца после этого он привел к нам главного технолога, дал контракты на кредиты и поставку оборудования и сказал: «Подписывайте и ищите помещение. Будете делать чипсы»…
Первый год бизнес был убыточным, и половина всего, что зарабатывали на тканях, шла на компенсацию нашей неопытности в производстве чипсов. Можно сказать, на нашу учебу. Через год мы кардинально изменили стратегию, научились продавать, покупать, производить, вышли на безубыточный уровень. И через полтора года получили прибыль.
К слову, технолог, с которой начинали производство, работает у нас до сих пор!
– Есть ли какие-то особенные секреты успеха в продовольственном бизнесе?
– Секрет один – никогда не гнаться за дешевым сырьем в ущерб качеству. Ведь если, допустим, «одноразовые» туфельки из дешевого сырья все равно купят из-за цены, то еду, если она невкусная, не купят, даже если она дешевая.
Что касается каких-то других секретов, то в нашей сфере, как и в любом бизнесе, важны удача, трудолюбие, команда, лидерство, ум и творческий подход.
– В последнее время можно увидеть повышенный интерес белорусов к продукции с национальным колоритом. Как повлиял этот тренд на продуктовую линейку?
– Конечно, происходящее в мире не может не отражаться на нас, хотим мы этого или нет. Если посмотреть на Украину, Литву, Латвию, то там интерес людей к своему, национальному, очень силен. И сейчас эта общемировая мода пришла и к нам.
Хотя, в принципе, белорусы всегда любили и «Милавицу», и МАЗ, и трактор «Беларус». Мы всегда любили свою продукцию, и здесь я не вижу ничего необычного. Просто эта тенденция чуть-чуть усилилась, изменилась.
И «Онега», конечно, среагировала на эту тенденцию. Могу сказать, что да, действительно, наши чипсы с национальным орнаментом и надписью «з беларускай бульбы» на упаковке покупают лучше.
–  Меняется ли отношение к белорусской продукции за рубежом?
– Мы только года три как активно занялись экспортом. А это слишком маленький срок, чтобы сравнивать и делать выводы. Но могу однозначно сказать, что в Литве и Латвии все, что написано кириллицей, непопулярно.  В Украину сложно попасть, потому что там очень дешевые местные продукты, и с ними конкурировать тяжело.
Зато белорусские продукты очень популярны в России. Там «беларуская бульба» – это бренд. И мы пытаемся этим пользоваться.
– Вы в бизнесе с 1992 года и за это время пережили немало экономических потрясений. Поделитесь опытом, как вести себя компаниям в таких условиях? Что предпринять, чтобы минимизировать потери в период кризиса?
– На самом деле совет очень прост и даже банален: не тратить лишнего. В кризис самое главное – разумно экономить и не делать каких-то плохо просчитанных инвестиций.
–  Вы являетесь владельцем крупного бизнеса, но при этом периодически открываете какие-то новые проекты, причем в абсолютно разных областях. Что мотивирует на постоянное развитие?
–  Мотивирует любовь к моей работе, а моя работа – это делать бизнесы.
Многие из Ваших проектов в последние годы связаны с направлением здоровой еды. Выпуск диетических хлебцев и батончиков мюсли, сайт о еде, выращивание голубики… А в одном из интервью Вы признались, что мечтаете выпускать суперполезные перекусы, как у космонавтов. Считаете, что белорусы уже готовы всерьез заняться своим здоровьем?
– К сожалению, интерес белорусов к здоровому питанию оставляет желать лучшего. Хотя эта тема муссируется в нашем обществе уже более 10 лет, и все ожидают, что мода на здоровый образ жизни будет расти, пока что этого роста не наблюдается.
Объем продаж говорит сам за себя. Здоровых продуктов продается гораздо меньше, чем тех же чипсов. Наверное, пока не напишешь на пачке, что опасно для здоровья, никто не купит (улыбается). Например, на алкогольных напитках и сигаретах написано – и их с удовольствием покупают. А ситуация со здоровым питанием прямо противоположная.
Мы дали потребителям возможность выбора, но кошельком они сегодня голосуют за чипсы. А денег на активную пропаганду здорового питания у нашей компании сейчас нет. Так что моя мечта пока остается мечтой!
– А сами достаточно времени уделяете здоровью? Как решаете вопрос перекусов на протяжении дня?
– У меня под рукой всегда есть мои хлебцы. Но и чипсы присутствуют в жизни непрерывно – по 5–6 раз в день во время дегустаций и проб.
Поэтому приходится усиленно заниматься здоровьем. Играю в теннис, не курю, не пью, бегаю по утрам. Дома у меня есть беговая дорожка на случай плохой погоды и морозов. Иногда могу позволить себе встать на эллипсоид и одновременно беседовать с сотрудниками.
– Сергей Иванович, у вас четверо детей. Признайтесь, им чипсы покупаете?
– Двое из моих детей уже совсем взрослые и могут купить себе чипсы сами, если этого захотят. А вот младшему ребенку, которому три года, приношу хлебцы. Малыш с удовольствием их кушает. И я этим горжусь. Даже хотел снять рекламу, где мой трехлетний сын кушает мои же хлебцы.
Чипсы домой не приношу. Исполнится 15–16 лет, тогда пускай начинает есть потихонечку, если будет желание. Но пока есть возможность, буду ограждать.
– Известно, что Вы любите кулинарить. Что обычно готовите? Часто ли удается побаловать семью блюдами собственного приготовления?
– В последнее время все реже и реже. Я бы даже сказал: любовь к готовке перешла в любовь к заготовке. Вот сейчас сушу дома яблоки и груши. Каждый день по две небольшие сушилки заполняю, а потом складываю в банки.
Появилась даже мечта запустить специальное производство для сушки овощей и фруктов. В нашей стране ведь хорошие урожаи яблок. Бывает, даже гибнут. А такого снэка, как сушеные яблоки, в продаже нет. Удивительно!
А что я в последний раз готовил? Точно помню, что это были цепеллины. Очень понравились моему сыну! Правда, перед этим были три неудачные попытки. У этого блюда довольно сложный рецепт. Картофель нужно натереть, потом отжать, а затем варить цеппелины в этой воде с крахмалом, чтобы не расползались.
Но у меня пока все равно расползаются. Так что буду еще бороться с цепеллинами!
– То есть белорусскую кухню предпочитаете? И, что характерно, блюда из картошки?
– Ну конечно, белорусскую. Я ведь белорус. А любимые блюда – борщ и картофельная бабка. Кстати, частенько и на работе ими обедаю.
– Продолжительный период Вы являлись бизнес-ангелом, помогая молодым предпринимателям развивать свой бизнес. На Ваш взгляд, почему у одних людей получается создать успешный бизнес, а другие терпят неудачу? Есть ли какие-то качества, которых не хватает белорусским бизнесменам?
– Наверное, в первую очередь не хватает общих знаний, понимания, что такое бизнес. И важным условием для получения этих знаний является развитая бизнес-культура, то есть определенная экосистема бизнеса. Бизнес-ангелы  в свое время стали ее частью, но сейчас нам ввиду финансовых причин пришлось прекратить свою работу. Надеюсь, что временно.
Кроме того, всем известно такое замечательное качество белорусской нации, как толерантность. А в бизнесе очень важно быть пробивным и где-то даже наглым. Этаким тараном. Белорусам наглости точно не хватает.
Хотя у нового поколения все-таки чувствуются изменения – влияет глобализация и доступность информации.
– Как Вы считаете, коммерческую жилку можно развить или с ней нужно родиться?
– Я просто уверен, что коммерческую жилку можно и нужно развивать и воспитывать.
– Какие три ассоциации Сергея Метто на слово «бизнесмен»?
– Ум, напор, лидер.
–  В каких сферах сегодня могут преуспеть начинающие предприниматели?
– Возможно, вы удивитесь, но я считаю, что это сельское хозяйство и фермерство. А что же с традиционно перспективной сферой ИТ? Здесь уже произошла глобализация и правят бал большие фирмы. Поэтому, хотя программист – профессия перспективная, бизнес в области ИТ на сегодня делать уже тяжеловато.
А в сельском хозяйстве у нас еще, фигурально выражаясь, непаханое поле. Земли много, рынок неосвоенный, для экспорта в Россию ниши огромные.
И условий хватает. Только весны надо подождать – и можно начинать.
– Как-то Вы заявили, что «Онега» – это только начало, а в дальнейших планах – построить еще более крупный бизнес. Что это может быть?
– Скорее всего, продукты питания. Замкнутый цикл от выращивания до потребления.
–  Расскажите о себе как о руководителе. Какой стиль руководства предпочитаете?
– Стиль руководства – семейный. В «Онеге» работает мой племянник, двоюродные братья, один из них начальник производства, теща была завскладом.
То есть я не механистичный руководитель. Должна быть команда. Люди должны любить свою работу, она должна им нравиться. Так что, как видите, такой белорусский «памяркоўны» стиль работы.
Хотя я знаю, что в Беларуси есть фирмы с очень жестким, механистическим стилем управления. Но мне так не нравится.
– Можете ли перечислить какие-то вещи, которым научились на собственных ошибках?
– Трудолюбие, внимание к мелочам, поиск выхода до последнего, качество всегда.
– Как предпочитаете проводить свободное время?
– Общаться с детьми.
– И напоследок давайте заглянем в будущее. Кем Вы видите себя лет через 5–10?
– Учитывая, что у меня четверо детей, в первую очередь – счастливым отцом. 
Во вторую очередь – ментором, передающим свой опыт и знания молодежи, новому поколению. Я уже говорил, что, может быть, уйду в преподавание. Мне нравится общаться, передавать свой опыт. Опять же, четверо детей. Деформация личности под влиянием роли отца уже произошла. Заметил, что мне нравится учить и поучать (улыбается). Так что, безусловно, я буду социально активным человеком.
Буду ли что-то менять в плане бизнеса? Без сомнений. Но какие именно это будут перемены, сейчас сказать сложно. Это будет зависеть от того, что происходит вокруг, что нужно рынку и экономике, чего требуют технологические процессы, законы и многое другое. 

Автор: Анна Кот
http://belarus-economy.by/