Блог Сергея Метто

Главная / О компании / Блог Сергея Метто

Сергей Метто: «Меня с детства манил фокус, как из десяти рублей делается пятьдесят рублей?»

Источник: Татьяна Вержбовская  | Оригинал статьи: "Стратегия победителей"

Эксклюзивное интервью Сергея Метто для Татьяны Вержбовской, вошедшее в книгу Стратегии победителей 

– Почему Вы решили заниматься бизнесом?

 – С детства я видел, как мама покупает нитки на десять рублей, вяжет шапочки и продает их за пятьдесят рублей. Для меня это был фокус, чудо – как из десяти рублей делается пятьдесят рублей. И мама творила это чудо своими руками. Кстати, я никогда не видел, как она спит. Ложусь спать – она вяжет, будит меня в школу, завтрак на столе, а она уже со спицами. Наверное, это и предопределило на подсознательном уровне мою страсть к самостоятельному зарабатыванию денег.

– Скажите, как Вы научились зарабатывать деньги?

 – Начиная с четвёртого класса меня ставили под магазин продавать укроп, потому что милиция к детям относилась снисходительнее, чем ко взрослым. Ко мне подходил милиционер и спрашивал: «Где родители?» – «Ушли, будут не скоро, стою жду. Не арестовывайте меня!» Поэтому мной так пользовались.

Второй этап коммерческой школы был уже в восьмом классе, когда я попросил маму купить конструктор. Мама сказала: «Денег не дам, а научу тебя как заработать». Вместе со мной она поехала на колхозное поле, мы там нарвали 2 пакета гороха и привезли их в Минск на автобусе. Дальше мама дала мне мисочку, поставила меня под магазин и сказала: «Продавай по 35 копеек», а сама ушла в сторону и наблюдала. Это было ещё одно чудо – рождение 3,5 рублей в результате моего личного труда, правда с маминой помощью, от задумки «бизнес идеи» до получения выручки в карман.

Когда я учился на 5-м курсе БГУИР, мы с друзьями уже продавали телефоны, коптильни, игрушки, занимались ремонтами, программами, что-то пытались производить, оказывать какие-либо услуги, но в основном пытались что-то перепродавать. И благодаря опыту, который я приобрел на этих бесконечных попытках, в конце концов, случилась первая сделка – когда я привез фуру тканей из Иваново и распродал её с наценкой 25%.

– Откуда пришла идея? Вы её просчитывали?

– Подслушал. И почему-то этот человек, у которого я её подслушал, не стал её развивать. Он привёз машину с тканями, перепродал и пошёл тратить деньги. А я подслушал, и мне удалось сделать из этого регулярный растущий бизнес.

Потом отец друга предложил производить чипсы. Идея производства всегда казалась более надёжной. Надёжней, чем продавать ткани, чем просто торговля, потому что ты больше процессов держишь в руках и ты ими управляешь.

– Всё получалось путём проб и ошибок? Либо Вам помогало образование? Может быть, личные качества?

– Бизнес-образования тогда у меня ещё не было. Все держалось на элементарной логике и предпринимательской энергии.

«Идея производства всегда казалась более надёжной»


– Какие качества помогают человеку, который решил заниматься бизнесом?

– Безусловно, аналитический склад ума, упорство, я бы даже сказал, упрямство, умение ладить с партнерами и коллективом. Здоровье, естественно.

– Есть бизнесмены, которые разгружают себя и дистанцируются, получая прибыль как инвесторы, а Вам как больше нравится: – быть свободным от ежедневной работы или быть в процессе?

– Как я уже говорил, я люблю свою работу. Естественно, мне нравится сам процесс этого волшебства: когда ты берёшь и там, где была ниша нереализованной потребности, создаешь структуру, бизнес-процессы, рабочие места, которые, впоследствии, используя какие-то ресурсы, удовлетворяют потребности. Для меня это до сих пор как волшебство!

– Скажите, у нас хорошая среда для создания бизнес-­проектов?

– С точки зрения свободы и возможностей, рынок у нас еще очень далек от насыщения и поэтому я считаю его очень открытым. С  точки зрения разрешительной системы и налогообложения, у нас тоже гораздо либеральнее, чем в развитых странах, таких как Западная Европа или Америка. Поэтому однозначно – да, Беларусь – это очень благоприятная среда для начала бизнеса.

С точки зрения уже более крупного бизнеса, где нужен доступ к гораздо большим финансам, более разнообразному сырью, запчастям и рынкам сбыта, здесь мы уже более ограничены. Но с  ростом глобализации это второе ограничение постоянно уменьшается.

«Бизнес-образования тогда у меня ещё не было. Все держалось на элементарной логике и предпринимательской энергии»


– Все жалуются на самом деле...

– Гораздо легче свалить вину на кого-то, чем признать её – так уж устроен человек.

– Почему Вы выбрали профессию инженера, когда учились?

– Я закончил Радиотехнический институт по специальности инженер микроэлектронной техники, технолог по производству интегральных микросхем на примере семьи моего дяди. Когда я приходил к нему в гости с братом, мы любили паять, мне нравилась радиотехника.

Представляете, в руках какие-то кусочки проводов, какие-то детали – ты соединяешь их, вставляешь туда батарейку, – и оттуда говорит радио! Откуда оно берется?? Это тоже волшебство! Кроме этого, сын-инженер – это была сокровенная мечта моей мамы, т.к. у нее было 4 класса образования. И я просто не мог не оправдать её надежды.

«Человек должен уметь ловить удачу»


– История создания бренда «Онега». Как Вы придумали название?

– Совершенно случайно. Человек должен уметь ловить удачу. Сна  чала был бренд «Смак», потом оказалось, что он зарегистрирован питерским продюсерским центром – передача «Смак». Нам выставили претензию и требование платить какие-то сумасшедшие деньги за это.

Начали искать новый бренд. У меня на столе лежал документ с печатью «Онега». «Онега» – соответствует моим представлениям о красивых названиях, значит, будет «Онега». Вот история со здания бренда.

Изначально это был не бренд, изначально это была торговая марка: нам нужно было как-то назваться, чтобы отличаться на полке. Торговая марка – это то, что само по себе пробивает путь в сердцах потребителей. Если вы делаете качественную обувь, 150 человек её носит, и люди друг другу говорят: «Слушай, какая классная обувь!» И тогда эта торговая марка становится брендом. Торговая марка живет на товаре, а бренд живёт в головах потребителей. Когда у торговой марки есть какое-то описание, какое-то свойство, – это уже бренд. «Онега» была классической торговой маркой, которая потом сама стала брендом.

В те времена не надо было продвигать бренд: тогда настолько было мало торговых марок и брендов, что было очень легко. Сейчас нужно придумывать что-то такое хитрое и вкладывать огромные деньги в то, чтобы зафиксировать свою легенду в умах потребителей.

Можно изначально по каким-то запчастям собирать бренд: позиционирование, сегментация, легенда, визуализация, айдентика бренда. К созданию бренда можно подойти по-научному. К бренду «Рень» мы подходили уже с идеей. «Рень» – это классически созданный, правильный и успешный бренд.

«Сейчас нужно придумывать что-то такое хитрое и вкладывать огромные деньги в то, чтобы зафиксировать свою легенду в умах потребителей»


– Как Вы формируете команду и выбираете персонал?

– Одного рецепта нет. Я за семейную культуру. Управляю посредством передачи ценностей. Давайте уважать свою культуру, уважать себя, уважать свой бизнес, приносить пользу людям, и нам всем будет хорошо работать!

Я нетерпимо отношусь к внутренним скандалам, к людям, которые начинают плести интриги, затевают межличностные конфликты, – таких увольняю очень быстро, сразу же, без разговоров. Надо критиковать проблему, а не человека, и говорить не «Ты дурак!», а «Я считаю это решение не совсем правильным». И  когда начинают переходить на личности, я этого не терплю.

Да, должны быть бизнес-процессы, разделение ответственности, и в команде должен быть лидер. Я лидер, я, например, не люблю кричать на людей, стараюсь всё объяснять, учить, развивать.

– Какие качества руководителей Вам импонируют? Не боитесь ли, что звёздный руководящий состав что-­то подсмотрит, скопирует и уйдёт?

– Пусть лучше уйдут завтра, чем сегодня у меня будет неэффективная фирма из-за того, что я боюсь брать на работу умных людей.

Есть люди креативные, есть люди исполнительные, есть люди, нацеленные на созидание, а есть люди, нацеленные на бизнес-процесс. Естественно, каждый хорош на своём месте. Креатив на этапе поиска решения – это хорошо, а на этапе исполнения решения нужна четкая исполнительность. Креативные люди – плохие исполнители. Если тебе нужен хороший бизнес-администратор, руководитель, менеджер – ты не должен брать туда креативного человека. 


«Пусть лучше уйдут завтра, чем  сегодня у меня будет неэффективная фирма из-за того, что я боюсь брать на работу умных людей»


– А Вы растите сотрудников на более ответственные должности?

– Стараемся растить.

– Как Вы мотивируете сотрудников?

– Всё банально. Если ты лидер и с тобой приятно общаться – это уже часть мотивации, воспитания ценностей, формирования команды. Людям хочется быть в команде. Когда человеку хочется идти на работу, то это тоже часть мотивации.

– Что Вы думаете по поводу профессиональной интуиции? И как Вы принимаете решения?

– Знания и опыт постепенно превращаются в интуицию. Потому что если ты принимаешь какие-то решения безосновательно, то это угадывание. А интуиция – это хорошо.

– А Вы работаете с членами семьи, родственниками?

– Да, у нас корпоративная культура семейного типа наподобие японской, где приветствуются династии и уважение к стажу работы.

– Страдают личные отношения?

– Нет, не страдают.

– Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к партнёрству?

– Великолепно!

– Какие советы можете дать партнёрам, которые только собираются заниматься бизнесом?

– Заранее определите цели партнёрства, момент и условия расхождения, потому что это неизбежно.

– В чём может быть причина конфликта в партнёрстве: деньги или разница в понимании бизнеса?

– Причина конфликта именно в том, что с течением времени у всех людей цели меняются и это неизбежно, т.к. при достижении какой-то цели надо ставить новую цель. Меняются люди, и в новой ситуации, учитывая тот факт, что люди не могут развиваться одинаково в силу даже генетических причин, естественно в определенный момент партнёры разойдутся в своих жизненных и бизнес-целях. Всё остальное я считаю уже не причинами, а поводом для конфликта. И здесь вступает второй из моих советов на тему партнерства – на этот случай нужно заранее, как можно более чётко расписать условия выхода из бизнеса партнёров.

У меня есть яркий пример хороших знакомых, когда на определённом этапе один из них захотел выйти из бизнеса, сдать в аренду имеющиеся помещения и посвятить себя занятиям спортом и воспитанию детей. Второй партнёр захотел продолжать развивать бизнес, хотя до этого они более 15-ти лет создавали и развивали этот бизнес с нуля. Вполне естественный и нормальный процесс. 

«Заранее определите цели партнёрства, момент и условия расхождения, потому что это неизбежно»


– Какова, на Ваш взгляд, роль образования в создании бизнес-проектов?

– На начальном этапе вы можете стартовать только на энтузиазме. Чем крупнее ваш бизнес, тем сложнее его контролировать без наличия специальных знаний. Я, например, в своё время, это остро почувствовал и пошел учиться на программу MBA, где готовят руководителей бизнеса, директоров. Вполне вероятно, можно было обойтись и без этого, но, как и во всём в жизни, со знаниями гораздо легче что-то делать, чем без знаний.